Краснодарский край,
город Горячий Ключ,
станица Саратовская,
ул. Табачная, д. 3
8 (86159) 31139
les_vo.gk@mail.ru

станица Имеретинская
ул. Ленина, д. 16
8(86159)53143
school14@gor.kubannet.ru
Сайт Имеретинского школьного лесничества Горячеключевского лесничества-филиала ГКУ КК «Комитет по лесу»

«День экологии сознания» Сценарий занятия по отходам

Организаторы мероприятия: Задорожко И.А.,

педагог доп.образования МБОУ ООШ №14 г. Горячий Ключ;

Ананко Ю.О., нач. отдела выставочной деятельности

и взаимодействию с общественностью

Министерства природных ресурсов Краснодарского края

Сценарий занятия по отходам.

Оборудование:

— Плакаты, значки;

— Урна, чистые образцы отходов;

— Карточки с периодами разложения отходов;

— Доска, ватман для рисования;

— Мультимедийное оборудование.

Цель занятия: Ознакомить учащихся с проблемами отходов.

Задачи:

  1. Донести суть и серьезность проблемы отходов.
  2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.
  3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы отходов.
  • Знакомство с историей проекта «Сделаем вместе».
  • Рассказ о проблеме отходов.

Свалки в России и мире.

Ведущий: «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.д. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько фотографий из презентации.

Ведущий показывает фотографии с грандиозными мировыми свалками, мусорным «супом», затем фотографии полигонов, горящих свалок; дает краткие комментарии о том, что изображено на фотографиях.

«Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?

Беседа. Живое общение.

Ведущий спрашивает у ребят, сколько раз в день они выносят мусорное ведро. Куда, по их мнению, девается мусор?

«Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки».

Чем плохи свалки?

  1. Огромная территория.  2. Не оборудованы.  3. Отравляют почву и воздух.

«Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и в конце концов рискуем захлебнуться в них». Ведущий приводит цитату Нильса Бора «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах».

Кроме того что свалки захламляют и делают не пригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляют воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их.

Почему мусора стало там много?

Можно подумать над этим вопросом вместе с учениками, пусть они сами набросают варианты, а потом ведущий дополняет список, если что- то упущено.

Основные причины (кратко перечислить основное):

— Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на Земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд).

— Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются.

— Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку.

— Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи

— Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку.

Практическое задание, которое помогает осознать, что мы покупаем много лишних вещей.

3 списка на доске. Попросить слушателей, чтобы они вспомнили свой дом, комнату и написали:

— Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы.

— Вещи, которые создают комфорт и удобство, но без них можно обойтись.

— Вещи, без которых можно легко обойтись.

Акцент: почему дети захотели эти вещи? Потому что они есть у друзей?

Причем в процессе составления списка, ребята могут осознать, что вещи из первого списка нужно на самом деле перенести во второй и даже в третий список.

Современные отходы никуда не деваются, никуда не исчезают и постоянно накапливаются.

«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?»

Ведущий проводит игру, которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов

Ведущий достает различные виды отходов из мусорного ведра:

— пластиковую бутылку;

— алюминиевую банку;

— стеклянную бутылку;

— тетрадку;

— носок;

— огрызок яблока или кожура апельсина.

Ведущий раскладывает перед учениками карточки, на каждой из которых написан какой-то временной период. Ученики (командно или индивидуально) должны определить периоды разложения отходов.

— 2-5 недель (яблоко)

— 2-10 лет (носок)

— более 1000 лет (стекло)

— 500 лет (алюминиевая банка)

— 100 лет (пластик)

— 1 год (бумага)

Затем ведущий информирует участников о правильных ответах.

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.

«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».

Что делать с отходами.

«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?

Ведущий показывает слайды презентации и рассказывает учащимся о различных способах обращения с отходами.

Существует 4 основных способов обращения с отходами:

  1. Захоронение на полигонах.

Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:

— Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни под что другое.

— На свалки отправляются огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработанными в полезные вещи.

— Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их.

— Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы.

— Свалки – место скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами, становятся разносчиками инфекций.

— Свалки не украшают наши пейзажи.

Захоронение отходов допустимо, если:

— Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках. Полигон- это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например, для отопления инфраструктуры полигона и ближайших предприятий.

— На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.

  1. Сжигание.

Чем плохо сжигание?

Минусы сжигания:

— Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если конечно речь идет о современном, безопасном мусоросжигательном заводе, где установлены в частности современные очистительные системы.

— Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит, что при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксин — это один из сильнейших ядов, его действие сильнее цианида, стрихнина, кураре!

— В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. И ее необходимо захоранивать на спец. Полигонах ( а это дополнительные расходы).

— На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.

Плюсы сжигания:

— При сжигании объем отходов уменьшается до 30%

— Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:

— Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)

— На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать.

  1. Вторичная переработка.

Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения)- извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:

— Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков.

— Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку.

— Сохраняет наше здоровье.

— Меньше загрязняет окрестности.

Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%

Практическое задание.

«Давайте приглядимся к содержимому нашего обычного мусорного ведра и посмотрим, так ли уж бесполезно, то, что мы привыкли считать мусором». Ведущий достает мусорное ведро с образцами чистых отходов (пластиковая бутылка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, стеклянная бутылка, алюминиевая банка, тетрадка, органика).

Задание: Рассказать о том, какие полезные вещи можно сделать, переработав эти отходы.

«Но для того, чтобы стало возможным вторично перерабатывать мусор, необходимо собирать отходы раздельно уже дома.

Могут применяться разные схемы сортировки, все зависит от требований компании, которая собирает отходы, а затем отправляет их на переработку. Основной принцип- отделять опасные отходы (батарейки, лампочки, градусники). Их нужно сдавать в специальные пункты приема, а так же отделять ценное вторсырье от пищевых и не перерабатываемых отходов.

  1. Компостирование.

Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.

Комплексный подход к управлению отходами.

Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный рецепт управления отходами:

— Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.

— Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.

— Захоронить на полигоне то немногое, что нельзя переработать или сжечь.

Программы по сокращению количества отходов.

Лучшие отходы- это отходы, появление которых удалось избежать. В передовых странах в области управления отходами широко применяются программы, направленные на сокращение количества отходов.

Например «Инициатива RRR» в области обращения с отходами:

Reduse- сокращение,  Reuse- повторное использование,  Recycle- переработка вторичных ресурсов.

Практическая игра на закрепление материала.

«Давайте немного поиграем, а заодно на практике убедимся, что подобный подход к отходам разумнее, чем тот, который существует сегодня в наших домах».

Разбить детей на 3 команды, раздать по мешку с чистыми отходами. Отходы должны быть узнаваемыми.

Задание- предотвратить попадание на полигон или мусоросжигательный завод, как можно большего количества отходов, используя материал мини- лекции по обращению с отходами.

Команды в течение 10 минут разбирают мешок и решают, как можно поступить с тем или иным отходом.

Субботник.

А теперь давайте всей нашей большой компанией весело и дружно пойдем на субботник и наведем чистоту на территории школы (лесничества или парка).

Субботники- это вклад каждого человека в экологию своего города, станицы, двора. Мероприятие сплачивает людей и приносит реальные плоды, которые мы сможем увидеть- чистый и красивый город.

Можно привлечь к уборке родителей и других жителей населенного пункта.

Занятие проводится по материалам программы «Сделаем вместе».

Сценарий занятия (скачать)