Изучение объектов гидросферы в системе эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях внедрения ФГОС ООО
Задорожко Ирина Алексеевна,
учитель географии, биологии
МБОУ ООШ №14 г. Горячий Ключ,
руководитель Имеретинского школьного лесничества
Аннотация
В 2003 году Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила период 2005- 2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни».
Основным направлением в работе Имеретинской школы города Горячий Ключ является экологизация учебно- воспитательного процесса сельских школьников. На базе учебного учреждения действуют Экологическая дружина пионеров Кубани, туристический клуб и детское объединение «Имеретинское школьное лесничество».
Изучение объектов гидросферы в окрестностях леса станицы Имеретинской – важное звено в системе эколого- географического и патриотического воспитания учащихся. Внедрение ФГОС в преподавании географии позволяет расширить практическую направленность в изучении реальных объектов гидросферы за счет внеурочной деятельности.
Успех внеурочной деятельности зависит от разнообразия организационных форм. Содержание и формы работы определяются педагогом исходя из его компетенции, увлечений. При этом педагог обязан учитывать как интересы и возрастные особенности обучающихся, так и ресурсы образовательной среды, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения. На внеурочных занятиях учащиеся школы №14 г. Горячий Ключ изучают реальные объекты гидросферы в окрестностях станицы Имеретинской и города Горячий Ключ: родники, минеральные источники долины реки Псекупс, водопады, реки и ручьи.
Основные формы деятельности при изучении местных объектов гидросферы в условиях внедрения ФГОС ООО:
- Учебно-исследовательская деятельность:
- экологические экспедиции;
б) опытно-исследовательская работа с учащимися, фенологические наблюдения;
в) организация мониторинга состояния родников, рек Псекупс и Марта. С помощью методов биоиндикации школьники определяют изменение состояния лесных экосистем, в которых находятся родники. С помощью простейших классических методик учащиеся определяют физические и органолептические свойства родниковых и речных вод.
Школьниками написаны исследовательские проекты по экологии, зоологии, гидроэкологии по темам: «Экологические проблемы реки Псекупс и пути их решения», «Изучение реки Марта», «Изучение родников в лесных окрестностях станицы Имеретинской», «Видовое разнообразие энтомофауны родников», «Водоснабжение в городе Горячий Ключ».
Наибольшую научно-просветительскую и практическую ценность, на наш взгляд, имеет работа Местечко Михаила.
Цель работы: Изучить экологическое состояние родников в лесных окрестностях станицы Имеретинской города Горячий Ключ.
Задачи:
- Выявить местонахождение и описать состояние родников [2] в окрестностях станицы Имеретинской;
- Провести физико- химический анализ воды исследуемых источников [4];
- Описать растительный и животный мир лесных участков, прилегающих к родникам и изучить видовое разнообразие обитателей водоемов;
- Разработать программу практических действий по улучшению экологического состояния родников.
Актуальность: в лесных окрестностях станицы Имеретинской многочисленны природные источники, они не изучены, доступны для исследования, представляют научный и практический интерес для занятий экологией и краеведением школьников и хозяйственную значимость для населения.
Объект исследования: лесные окрестности станицы Имеретинской.
Предмет исследования: родники в окрестностях станицы. Гипотеза: в окрестных территориях станицы имеются ранее необнаруженные, неизученные и неблагоустроенные родники, имеющие научное и практическое значение для школьников и населения.
Методы: эмпирические (изучение литературы, сбор документальных и архивных сведений, изучение и обработка картографического материала; Теоретические (сравнение и обобщение данных по исследованию родников, составление таблиц, графиков); Практические (пробы воды для физико- химического анализа, сбор растений, наблюдение за животными, их фотографирование, изготовление гербария) [3].
В природе воде принадлежит большая роль. В процессе круговорота она непрерывно находится в движении. Естественные выходы подземных вод на поверхность называют источниками или родниками.
Наше исследование природных источников в окрестностях станицы начато в 2006 году. По словам местных жителей, старожилов по берегам реки Марта, в окрестностях станицы Имеретинской было большое количество родников, в настоящее время часть из них исчезла вследствие антропогенного вмешательства и неправильного использования источников. Мы решили выявить местонахождение, описать состояние родников в окрестностях станицы Имеретинской и оказать помощь родной природе.
- Природоохранная работа:
а) Экологические акции и операции;
б) Разработка экологических троп. В маршруте тропы «Семь чудес природы моей станицы выделена станция «Река моего детства»;
в) Патрулирование территории школьного лесничества;
г) Экологические десанты.
Наиболее значимыми и актуальными для нашего лесничества являются экологическая операция «Родничок» и акция «Чистый берег реки моего детства». Уже доброй традицией стала забота юных экологов Имеретинской школы ухаживать за родниками. Ребята очищают родники от растительной ветоши и мусора, расчищают их стоки и облагораживают ступеньки к источнику воды. При расчистке родника юные натуралисты изучают видовое разнообразие фауны амфибий: лягушка озерная, малоазиатская лягушка и квакша обыкновенная. Узнав о полезности в природе земноводных, школьники очень бережно относятся к амфибиям, стараются во время расчистки родника не потревожить обитателей водоема. Ведь многие виды земноводных нашего края занесены в Красную книгу, т.к. они являются помощниками человека в борьбе с насекомыми вредителями лесов и полей, а так же переносчиками болезней.
Вблизи родников и в долине рек Марта и Псекупс мы проводим традиционно так же акции: «Первоцвет», «Муравейник», «Скворечник», «Каждой пичужке — наша кормушка».
- Лесохозяйственная работа
Лес выполняет в природе влагозащитную функцию и потому для охраны родников очень важно участвовать в лесовосстановительных работах. Члены школьного лесничества принимают активное участие в проведении лесохозяйственных мероприятий в Имеретинском участковом лесничестве Горячелючевского лесничества:
а) ежегодно осенью заготавливают лесные семена дуба черешчатого;
б) производят посев семян различных пород дуба, лещины, грецкого ореха в лесном питомнике;
в) ухаживают за лесным питомником;
г) участвуют в ежегодной посадке лесных культур;
д) ухаживают за лесными культурами;
е) изготавливают и устанавливают аншлаги по охране леса от пожаров, защите родников и первоцветов.
- Эколого- просветительская работа:
а) экологические уроки, лекции, конкурсы.
Ежегодно 22 марта в Международный День защиты воды в школе, станице проводятся мероприятия, направленные на охрану водных ресурсов Малой Родины. В апреле 2015 года учащиеся присоединились к реализации общероссийского проекта «Хранители воды» в рамках целевой программы «Вода России», проводимого по инициативе Минприроды России при поддержке Зеленого движения России ЭКА. В школе проведены Всероссийский урок «Хранители воды» и акция «Нашим рекам и озерам — чистые берега». Задача таких внеурочных мероприятий – обучить школьников простым действиям и шагам по сбережению воды в повседневной жизни дома, в школе и на природе. В ходе Эко- урока учащиеся изготовили карманные книжки с советами по сбережению воды. Все школьники были посвящены в «Хранителей воды».
5 июня в Международный день защиты окружающей среды в станице проводится масштабная акция «Охрана природы родной станицы». На подготовительном этапе учащиеся развешивают листовки с призывом к действиям в защиту природы. Юные лесники и жители станицы облагораживают территорию лесничества, наводят порядок вблизи собственных дворов, расчищают родники в окрестностях станицы и русло реки Марта;
б) пропаганда среди населения бережного отношения к природе;
в) экскурсии по туристическим тропам.
Результаты научно-исследовательской и практической работы по изучению объектов гидросферы во внеурочное время неоднократно освещали через СМИ: на страницах газет «Горячий Ключ», «Вестник образования», «Лесные вести», в программах ТК «Горячий Ключ» и НТК «Кубань».
Через СМИ мы призываем всех жителей города к охране водных источников, которые являются хранителями влаги, леса и здоровья человека.
Учащиеся школы с исследовательскими проектами по изучению и охране водных объектов принимают активное участие в краевых и Всероссийских конкурсах:
- «Моя малая Родина»;
- «Подрост»;
- научно-практическая конференция «Эврика»;
- конкурс научно- исследовательских проектов по охране водных ресурсов;
- конкурс юных исследователей окружающей среды;
- конкурс «К тайнам природы».
В деле экологического образования и воспитания школьников мы сотрудничаем со следующими организациями и учреждениями:
- Управление лесного хозяйства Краснодарского края;
- Министерство природных ресурсов Краснодарского края;
- Горячеключевское лесничество;
- ГБОУ КК ККИДППО;
- Кубанский государственный аграрный университет;
- Апшеронский лесхоз-техникум;
- СМИ: редакция газеты «Горячий Ключ» и РТК «Горячий Ключ»;
- Региональное отделение Всемирного фонда дикой природы (фирма ООО «Лотос-Ленд»;
- Общественная организация «Всероссийское общество охраны природы»;
- Региональное отделение Всероссийской общественной организации «ЭКА»;
- Горячеключевское местное отделение Краснодарского регионального отделения Русского географического общества.
Мы ознакомились с методическими рекомендациями по изучению и исследованию родников издательства Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Краснодар,2013), изучили Водный кодекс для школьников [1]. Данный методический материал, несомненно, будет способствовать активизации работы с детьми по охране родников во внеурочное время.
5) Культурно- массовая работа.
Не менее важным и интересным направлением экологической работы является организация и проведение культурно- массовых мероприятий. Традиционно в школе поводятся тематические праздники: «День птиц», «Русский лес», «Золотая осень», «День Земли», «День экологии сознания». В «День воды» проводим конкурсы фотографий «Экообъектив», рисунков «Вода глазами детей», викторины и игры- путешествия.
Очень любят школьники экскурсии по родному городу, краю. Каждая новая встреча с природой вызывает у них чувство радости и удивления. Особый восторг у детей вызывают водные природные объекты (родники, реки, водопады и т.д.).
Считаем, что сегодня задачей школьников является сохранение природных водных источников малой Родины. Участники экологических кружков, школьных лесничеств, а так же школьники, изучающие географию в рамках внеурочной деятельности по ФГОС, могут внести свой личный вклад в решение глобальной проблемы нехватки и загрязнения пресной воды на Земле.
Список литературы.
- Водный кодекс для школьников: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.- Краснодар, 2012
- Ковешников В.Н., Усенко С.Н. Методические разработки краеведческих наблюдений: КрайСЮТур- Краснодар, 2000
- Методические рекомендации по изучению и исследованию родников: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.- Краснодар, 2013
- Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000