Краснодарский край,
город Горячий Ключ,
станица Саратовская,
ул. Табачная, д. 3
8 (86159) 31139
les_vo.gk@mail.ru

станица Имеретинская
ул. Ленина, д. 16
8(86159)53143
school14@gor.kubannet.ru
Сайт Имеретинского школьного лесничества Горячеключевского лесничества-филиала ГКУ КК «Комитет по лесу»

Изучение объектов гидросферы в системе эколого-географического образования и воспитания школьников в условиях внедрения ФГОС ООО

Задорожко Ирина Алексеевна,

учитель географии, биологии

 МБОУ ООШ №14 г. Горячий Ключ,

руководитель Имеретинского школьного лесничества

Аннотация

В 2003 году Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила период 2005- 2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни».

Основным направлением в работе Имеретинской школы города Горячий Ключ является экологизация учебно- воспитательного процесса сельских школьников. На базе учебного учреждения действуют Экологическая дружина пионеров Кубани, туристический клуб и детское объединение «Имеретинское школьное лесничество».

Изучение объектов гидросферы в окрестностях леса станицы Имеретинской – важное звено в системе эколого- географического и патриотического воспитания учащихся. Внедрение ФГОС в преподавании географии позволяет расширить практическую направленность в изучении реальных объектов гидросферы за счет внеурочной деятельности.

Успех внеурочной деятельности зависит от разнообразия организационных форм. Содержание и формы работы определяются педагогом исходя из его компетенции, увлечений. При этом педагог обязан учитывать как интересы и возрастные особенности обучающихся, так и ресурсы образовательной среды, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения. На внеурочных занятиях учащиеся школы №14 г. Горячий Ключ изучают реальные объекты гидросферы в окрестностях станицы Имеретинской и города Горячий Ключ: родники, минеральные источники долины реки Псекупс, водопады, реки и ручьи.

Основные формы деятельности при изучении местных объектов гидросферы в условиях внедрения ФГОС ООО:

  1. Учебно-исследовательская деятельность:
  2. экологические экспедиции;

б) опытно-исследовательская работа с учащимися, фенологические наблюдения;

в) организация мониторинга состояния родников, рек Псекупс и Марта.    С помощью методов биоиндикации школьники определяют изменение состояния лесных экосистем, в которых находятся родники. С помощью простейших классических методик учащиеся определяют физические и органолептические свойства родниковых и речных вод.

Школьниками написаны исследовательские проекты по экологии, зоологии, гидроэкологии по темам: «Экологические проблемы реки Псекупс и пути их решения», «Изучение реки Марта», «Изучение родников в лесных окрестностях станицы Имеретинской», «Видовое разнообразие энтомофауны родников», «Водоснабжение в городе Горячий Ключ».

Наибольшую научно-просветительскую и практическую ценность, на наш взгляд, имеет работа Местечко Михаила.

Цель работы: Изучить экологическое состояние родников в лесных окрестностях станицы Имеретинской города Горячий Ключ.

Задачи:

  1. Выявить местонахождение и описать состояние родников [2] в окрестностях станицы Имеретинской;
  2. Провести физико- химический анализ воды исследуемых источников [4];
  3. Описать растительный и животный мир лесных участков, прилегающих к родникам и изучить видовое разнообразие обитателей водоемов;
  4. Разработать программу практических действий по улучшению экологического состояния родников.

Актуальность:  в лесных окрестностях станицы Имеретинской многочисленны природные источники,  они не изучены, доступны для исследования, представляют научный и практический интерес для занятий экологией и краеведением школьников и хозяйственную значимость для населения.

Объект исследования: лесные окрестности станицы Имеретинской.

Предмет исследования: родники в окрестностях станицы.                       Гипотеза: в окрестных территориях станицы имеются ранее необнаруженные,   неизученные и неблагоустроенные родники, имеющие научное и практическое значение для школьников и населения.

Методы: эмпирические (изучение литературы, сбор документальных и архивных сведений, изучение и обработка картографического материала; Теоретические (сравнение и обобщение данных по исследованию родников, составление таблиц, графиков); Практические (пробы воды для физико- химического анализа, сбор растений, наблюдение за животными, их фотографирование, изготовление гербария) [3].

В природе воде принадлежит большая роль. В процессе круговорота она непрерывно находится в движении. Естественные выходы подземных вод на поверхность называют источниками или родниками.

Наше исследование природных источников в окрестностях станицы начато в 2006 году. По словам местных жителей, старожилов по берегам реки Марта, в окрестностях станицы Имеретинской было большое количество родников, в настоящее время часть из них исчезла вследствие антропогенного вмешательства и неправильного использования источников. Мы решили выявить местонахождение, описать состояние родников в окрестностях станицы Имеретинской и оказать помощь родной природе.

  1. Природоохранная работа:

а) Экологические акции и операции;

б) Разработка экологических троп. В маршруте тропы «Семь чудес природы моей станицы выделена станция «Река моего детства»;

в) Патрулирование территории школьного лесничества;

г) Экологические десанты.

Наиболее значимыми и актуальными для нашего лесничества являются экологическая операция «Родничок» и акция «Чистый берег реки моего детства». Уже доброй традицией стала забота юных экологов Имеретинской школы ухаживать за родниками. Ребята очищают родники от растительной ветоши и мусора, расчищают их стоки и облагораживают ступеньки к источнику воды.     При расчистке родника юные натуралисты изучают видовое разнообразие фауны амфибий: лягушка озерная, малоазиатская лягушка и квакша обыкновенная. Узнав о полезности в природе земноводных, школьники очень бережно относятся к амфибиям, стараются во время расчистки родника не потревожить обитателей водоема. Ведь многие виды земноводных нашего края занесены в Красную книгу, т.к. они являются помощниками человека в борьбе с насекомыми вредителями лесов и полей, а так же переносчиками болезней.

Вблизи родников и в долине рек Марта и Псекупс мы проводим традиционно так же акции: «Первоцвет», «Муравейник», «Скворечник», «Каждой пичужке — наша кормушка».

  1. Лесохозяйственная работа

Лес выполняет в природе влагозащитную функцию и потому для охраны родников очень важно участвовать в лесовосстановительных работах. Члены школьного лесничества принимают активное участие в проведении лесохозяйственных мероприятий в Имеретинском участковом лесничестве Горячелючевского лесничества:

а) ежегодно осенью заготавливают лесные семена дуба черешчатого;

б) производят посев семян различных пород дуба, лещины, грецкого ореха в лесном питомнике;

в) ухаживают за лесным питомником;

г) участвуют в ежегодной посадке лесных культур;

д) ухаживают за лесными культурами;

е) изготавливают и устанавливают аншлаги по охране леса от пожаров, защите родников и первоцветов.

  1. Эколого- просветительская работа:

а) экологические уроки, лекции, конкурсы.

Ежегодно 22 марта в Международный День защиты воды в школе, станице проводятся мероприятия, направленные на охрану водных ресурсов Малой Родины. В апреле 2015 года учащиеся присоединились к реализации общероссийского проекта «Хранители воды» в рамках целевой программы «Вода России», проводимого по инициативе Минприроды России при поддержке Зеленого движения России ЭКА. В школе проведены Всероссийский урок «Хранители воды»        и акция «Нашим рекам и озерам — чистые берега». Задача таких внеурочных мероприятий – обучить школьников простым действиям и шагам по сбережению воды в повседневной жизни дома, в школе и на природе. В ходе Эко- урока учащиеся изготовили карманные книжки с советами по сбережению воды. Все школьники были посвящены в «Хранителей воды».

5 июня в Международный день защиты окружающей среды в станице проводится масштабная акция «Охрана природы родной станицы». На подготовительном этапе учащиеся развешивают листовки с призывом к действиям в защиту природы. Юные лесники и жители станицы облагораживают территорию лесничества, наводят порядок вблизи собственных дворов, расчищают родники в окрестностях станицы и русло реки Марта;

б) пропаганда среди населения бережного отношения к природе;

в) экскурсии по туристическим тропам.

Результаты научно-исследовательской и практической работы по изучению объектов гидросферы во внеурочное время неоднократно освещали через СМИ: на страницах газет «Горячий Ключ», «Вестник образования», «Лесные вести», в программах ТК «Горячий Ключ» и НТК «Кубань».

Через СМИ мы призываем всех жителей города к охране водных источников, которые являются хранителями влаги, леса и здоровья человека.

Учащиеся школы с исследовательскими проектами по изучению и охране водных объектов принимают активное участие в краевых и Всероссийских конкурсах:

  • «Моя малая Родина»;
  • «Подрост»;
  • научно-практическая конференция «Эврика»;
  • конкурс научно- исследовательских проектов по охране водных ресурсов;
  • конкурс юных исследователей окружающей среды;
  • конкурс «К тайнам природы».

В деле экологического образования и воспитания школьников мы сотрудничаем со следующими организациями и учреждениями:

  • Управление лесного хозяйства Краснодарского края;
  • Министерство природных ресурсов Краснодарского края;
  • Горячеключевское лесничество;
  • ГБОУ КК ККИДППО;
  • Кубанский государственный аграрный университет;
  • Апшеронский лесхоз-техникум;
  • СМИ: редакция газеты «Горячий Ключ» и РТК «Горячий Ключ»;
  • Региональное отделение Всемирного фонда дикой природы (фирма ООО «Лотос-Ленд»;
  • Общественная организация «Всероссийское общество охраны природы»;
  • Региональное отделение Всероссийской общественной организации «ЭКА»;
  • Горячеключевское местное отделение Краснодарского регионального отделения Русского географического общества.

Мы ознакомились с методическими рекомендациями по изучению и исследованию родников издательства Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Краснодар,2013), изучили Водный кодекс для школьников [1]. Данный методический материал, несомненно, будет способствовать активизации работы с детьми по охране родников во внеурочное время.

5) Культурно- массовая работа.

Не менее важным и интересным направлением экологической работы является организация и проведение культурно- массовых мероприятий. Традиционно в школе поводятся тематические праздники: «День птиц», «Русский лес», «Золотая осень», «День Земли», «День экологии сознания». В «День воды» проводим конкурсы фотографий «Экообъектив», рисунков «Вода глазами детей», викторины и игры- путешествия.

Очень любят школьники экскурсии по родному городу,  краю. Каждая новая встреча с природой вызывает у них чувство радости и удивления. Особый восторг у детей вызывают водные природные объекты (родники, реки, водопады и т.д.).

Считаем, что сегодня задачей школьников является сохранение природных водных источников малой Родины. Участники экологических кружков, школьных лесничеств, а так же школьники, изучающие географию в рамках внеурочной деятельности по ФГОС, могут внести свой личный вклад в решение глобальной проблемы нехватки и загрязнения пресной воды на Земле.

Список литературы.

  1. Водный кодекс для школьников: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.- Краснодар, 2012
  2. Ковешников В.Н., Усенко С.Н. Методические разработки краеведческих наблюдений: КрайСЮТур- Краснодар, 2000
  3. Методические рекомендации по изучению и исследованию родников: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.- Краснодар, 2013
  4. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000