Краснодарский край,
город Горячий Ключ,
станица Саратовская,
ул. Табачная, д. 3
8 (86159) 31139
les_vo.gk@mail.ru

станица Имеретинская
ул. Ленина, д. 16
8(86159)53143
school14@gor.kubannet.ru
Сайт Имеретинского школьного лесничества Горячеключевского лесничества-филиала ГКУ КК «Комитет по лесу»

Методические рекомендации по организации Экологического года в школьном лесничестве

Автор: Задорожко Ирина Алексеевна,

учитель биологии, педагог доп.образования детей

 МБОУ ООШ №14 г. Горячий Ключ,

руководитель Имеретинского школьного лесничества

 

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школе задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Основная цель организации Экологического года в школе: создание условий для непрерывного экологического образования и воспитания учащихся.

Задачи:

-углубить и расширить экологические знания;

-привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные,

-развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,

-сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В.С. Липицкого,И. С. Матрусова,В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.

Чему учить? Каков общий состав знаний доступен школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить?

Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно – научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения школьников к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов экологической направленности, а так же активное включение системы дополнительного образования.

Основные условия для успешной организации

Экологического года в школьном лесничестве.

-целенаправленная координация деятельности школы, учреждений дополнительного образования детей, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

-классно-урочные занятия должны сочетаться с внеурочной и внеклассной деятельностью учащихся в природной среде;

-наряду с развитием традиционных мероприятий, необходимо использовать новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

-в экологическом воспитании и образовании учащихся важное значение имеют средства массовой информации (печати, радио, телевидение).

Целесообразны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территорий школы, массовые природоохранные кампании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на школьном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающим. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение экологического воспитания.

Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

-планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов между собой.

-создание предпосылок для правильного функционирования.

-обмен информацией между звеньями.

-контроль, выявление недостатков, внесение корректив в ее программу.

-подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитание и развитие человека на протяжении всей его жизни: детский сад, школа-вуз (колледж, техникум, училище)- послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, в которой должна быть грамотная организация Экологического года.

Основные направления деятельности учащихся в ходе Экологического года.

Участие школьников в конкурсах, слетах, конференциях, олимпиадах экологической направленности.

  1. Природоохранная деятельность (участие в экологических акциях, десантах, операциях).
  2. Практическая, лесохозяйственная работа (работа на школьном участке, в питомнике, лесу).
  3. Эколого- просветительская деятельность (противопожарная работа, освещение экологической работы с учащимися через СМИ, организация мероприятий в Международные Дни защиты природы).
  4. Учебно- исследовательская деятельность (опытническая работа, полевая практика, поисково- исследовательские экспедиции).
  5. Культурно- массовая работа ( организация и проведение тематических праздников, фестивалей).
  6. Профориентационная работа с выпускниками.

Основные критерии эффективности организации Экологического года: массовость, стабильность, умение учащихся применять экологические знания на практике.      Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.