Научно-исследовательская работа в рамках экологического образования и воспитания школьников
Задорожко И. А., учитель биологии, географии МБОУ ООШ № 14 г. Горячий Ключ
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время интереса к науке, и занятия ею кажутся романтичными и увлекательными, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» еще очень сильна. И если в этот период предложить детям заняться настоящей наукой под руководством опытных педагогов и настоящих ученых, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Не все понимают, что исследовательская деятельность школьников, создающая мотивацию творчества- не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот стимул интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе. Что надо сделать, чтобы дети не растеряли дара исследователя и творца? Как внести в жизнь детей азарт ученых- первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая составляющая часть образования подрастающего поколения, приводящая к обретению самостоятельного научного мышления?
Одним из путей решения этих проблем в нашем городе видят в целенаправленной работе с учащимися в ОУ по экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения.
Это направление учебно- воспитательного процесса актуально в виду развития г. Горячий Ключ как одного из лучших курортов края.
Цели организации научно-исследовательской работы школьников:
- выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской научной деятельностью;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
- профессиональная ориентация выпускников школ.
Этапы организации научно- исследовательской работы школьников.
- Теоретическая подготовка учащихся на уроках, факультативах, элективных курсах, семинарских занятиях в области биологических наук.
- Обучение школьников основам проведения экологических исследований на природных сообществах и оценка их состояния. На данном этапе ребята посещают факультативы, кружки, занимаются в научных обществах школьных лесничествах.
Экологическое образование и воспитание учащихся в городе реализуется по программе «Дети Кубани», подпрограмме «Одаренные дети».
Уже восьмой год в летний период работает городской профильный лагерь «Школа юного эколога и лесовода». Занятия по полевой экологии с одаренными детьми проводят ученые Кубанского государственного аграрного университета, работники КЭБЦ, преподаватели Апшеронского лесхозтехникума и опытные учителя школ города.
В нашем городе работает филиал Малой академии наук учащихся Кубани. Ежегодно ребята принимают участие в работе сессии МАН, краевой школы комплексного экологического исследования природы в г. Геленджике и Летнего университета старшеклассников.
- Организация и проведение исследовательских работ и проектов.
Многолетний педагогический эксперимент, проводимый в рамках Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, бесспорно доказывает, что исследовательская деятельность педагога и учащегося под руководством ученого позволяет в значительной степени изменить традиционное обучение, заменяя его творческим поиском и познанием нового.
Экологический проект школьников должен носить исследовательский характер и иметь региональную направленность.
Структура исследовательского проекта.
— Введение
— Обзор литературы
— Описание методики исследования
— Полученные результаты исследования
— Анализ полученных результатов
— Разработка программы практических действий по улучшению экологической ситуации
— Вывод и прогноз
— Библиографический список
Выполнение исследовательских работ возможно при организации профильных лагерей, создании экологических троп и учебно- опытных участков при школах, а так же проведении туристко- краеведческих экскурсий и экспедиций.
4.Внедрение полученных результатов научных исследований в практику.
Практическая работа на учебно- опытных участках, в школьных лесничествах, в производственных бригадах и на собственных приусадебных огородах и садах с учетом новых научных открытий и исследований эколого- биологической направленности.
- Презентация исследовательских работ и проектов школьников
1) Выступление на научно- практических конференциях МАН, «Открытие», «Эврика», «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку», «К тайнам природы» и т. д.
— Участие в конкурсах, слетах, форумах юных экологов и лесоводов, исследователей окружающей среды, «Моя малая Родина», «Подрост», «Зеленая планета», «Зеркало природы».
— Принятие участия во Всероссийских съездах юных экологов и членов школьных лесничеств.
— Участие в краевых олимпиадах и семинарах по экологии.
2) Издание сборников научно- исследовательских работ школьников.
3) Освещение результатов своей исследовательской деятельности в СМИ.
- Оценка научно- исследовательской деятельности школьников.
Выявление и поощрение учащихся, имеющих глубокие знания по биологии и экологии, практические умения и навыки исследовательской работы в природе (рекомендательные письма на одаренных школьников в профильные ВУЗы, награждение путевками в оздоровительные лагеря, на праздничные мероприятия, поощрение денежными премиями и ценными призами).
Работниками ЦРО отмечено, что в 2013 году активизировалась работа ОУ и учреждений Дополнительного образования города в области экологии. Наиболее эффективно свою работу в «данном русле» продолжают коллективы СОШ № 1, 3, 4, 6, 9, 10, 14. Значительно активизирована работа в СОШ №2, 7 и ЦДТ
Подводя итоги, можно определить приоритетные направления на 2014 год в развитии экологического образования и воспитания учащихся:
— интеграция основного и дополнительного образования в области экологии с усиленным вниманием к исследовательской и практической деятельности школьников в учебных лабораториях и на природных объектах;
— развитие практики полевой экологической работы как формы дополнительного образования детей по комплексным программам, включающим познавательную и исследовательскую деятельность, практическую работу по охране природы с использованием оздоровительных возможностей природной среды;
— социально- пропагандистская работа по охране окружающей среды.
Введение в образовательную технологию элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Научно-исследовательская работа учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы- воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика, и должна стать обязательным элементом учебно- воспитательного процесса в каждом образовательном учреждении.