Краснодарский край,
город Горячий Ключ,
станица Саратовская,
ул. Табачная, д. 3
8 (86159) 31139
les_vo.gk@mail.ru

станица Имеретинская
ул. Ленина, д. 16
8(86159)53143
school14@gor.kubannet.ru
Сайт Имеретинского школьного лесничества Горячеключевского лесничества-филиала ГКУ КК «Комитет по лесу»

Основы организации научно–исследовательской Работы учащихся

1. Выбор темы исследования.
При выборе темы необходимо учитывать два критерия:
1) субъективный, тема должна соответствовать интересам исследователя;
2) объективный-
 тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или) практическом отношениях;
 тема должна быть реально выполнимой – надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение).
2. На втором этапе формулируется цель исследования. Обычно она легко вытекает из темы работы.
3. Для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы необходимо тщательное знакомство с литературой по данной проблеме.
Сначала придется заняться поисками литературы. Информацию об основных работах по теме можно получить у преподавателя. Познакомившись с этими литературными источниками, следует взять на вооружение цитируемые в изданиях работы, которые могут содержать интересующую вас информацию. Существуют также отдельные публикации, предлагающие исчерпывающие библиографические списки по той или иной теме за определенный промежуток времени.
Безусловно, помощь в поиске литературы может оказать и традиционный способ – просмотр каталогов библиотек. Особенно хороший результат дает работа в крупнейших библиотеках России. Провинциальный исследователь может воспользоваться системой межбиблиотечного абонемента (МБА) или прямо заказать копии работы в центральной библиотеке.
Важный источник библиографической информации – справочные издания. Особенно следует обратить внимание на реферативные журналы, содержащие информацию о работах, вышедших за определенный период. Эти издания сейчас имеются и в компьютерном варианте.
Полноценное изучение литературы по теме – обязательное условие выполнения исследования.
После нахождения необходимого литературного источника можно приступить к работе с ним. Прежде всего необходимо завести библиографические данные книги (статьи) в карточку, тем самым положив начало формирования своей картотеки по теме. Параллельно следует создавать соответствующую компьютерную базу данных. В зависимости от возможностей можно выбрать один из двух перечисленных вариантов. Библиографические данные должны быть полными, чтобы в дальнейшем не возникало трудностей по составлению списков работ. Далее идет целенаправленная (исходя из задач исследования) конспектирование, выписывание цитат. В последнем случае обязательно указывают номер страницы, из которой взята цитата.

После завершения работы с литературой исследователь обладает следующим «заделом»:
— ориентируется в выбранной области научного исследования, в том числе знает о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, а значит, может четко оценить и сформулировать актуальность темы;
— ознакомлен теоретически о методике исследования;
— способен написать главу работы «Образ литературы»;
— может сформировать задачи исследования «конкретизировать цель» и разработать его план;
— способен проанализировать результаты своей работы, сравнивая полученные данные с таковыми других исследователей.
4. Формулировка задач исследования – тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ после выполнения научной работы.
5. Выбор и освоение методики – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи.
6. Составление календарного плана работы на весь период исследований и на отдельные его промежутки.
7. Написание программ исследования. Программа исследования включает следующие положения: основное содержание работы (ключевые вопросы, актуальность), цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы и календарный план.
8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике. В биологических исследованиях этот этап чаще всего подразделяется на подготовительный этап полевых работ (или проведение экспериментов в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов. Изучение биологических объектов следует всегда начинать с установления их систематического положения. Если этот шаг не сделан, даже безупречно выполненная в остальном работа теряет ценность.
9. Анализ результатов работы, сопоставление их с литературными данными, сопоставление гипотезы с экспериментальными данными и т.д.
10. Оформление результатов исследования в виде научных публикаций.