Реализация программы летнего профильного лагеря «Школа юного эколога и лесовода» на базе ГСОЛ «Межгорье» в г. Горячий Ключ
Одним из приоритетных направлений работы с учащимися в ОУ города является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Это направление учебно-воспитательного процесса актуально в виду развития города Горячий Ключ как одного из лучших курортов края.
Самую значительную часть свободного времени в жизни детей и подростков занимают летние каникулы. Отсутствие поля действия для подростков вне школы приводит к тому, что они не умеют распорядиться выпавшим им свободным временем и тем самым усложняют свое отношение с обществом, втягиваясь в противоречивый мир современной жизни, увлекаясь пагубными привычками современности. Поэтому проблему занятости ребенка во время летних каникул необходимо отнести к важнейшим вопросам жизни детей в летнее время.
Летние каникулы — это период развития творческого потенциала учащихся, включение в систему новых отношений, новых познаний и открытий, продолжение процесса формирования познаний окружающего мира, расширение образованности личности. Одной из форм занятости детей в летнее время являются профильные лагеря, в которых учащиеся могли бы найти себе дело по интересам и продолжить свое самообразование, приобрести практические навыки и проверить их на практике, провести исследовательские и экспериментальные работы. Такой школьный профильный лагерь реализуется на базе школьного лесничества школы № 14 совместно с Горячеключевским лесничеством, где учащиеся продолжают экологическое образование и знакомятся с жизнью леса и приобщаются к труду под руководством опытных педагогов и лесничих.
С 2002 года работает и городской профильный лагерь «Школа юного эколога и лесовода» на базе ГСОЛ «Межгорье». Финансируется лагерь за счет реализации муниципальной программы «Одаренные дети» на основании постановления главы города Горячий Ключ «Об организации летнего отдыха и занятости детей». Занятия в лагере проводят ученые и студенты КГАУ, работники КЭБЦ, преподаватели Апшеронского лесхозтехникума, работники Горячеключевского лесничества, лидеры ОО «ЭКА» и опытные учителя школ города.
Принципы построения работы в профлагере.
— Индивидуальная система роста каждого участника проекта.
— Повышение нравственного и трудового воспитания участников.
— Повышение уровня образованности и экологического воспитания участников.
— Самоуправление.
— Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
— Сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности.
Целью и задачами школы являются:
— совершенствование исследовательской и практической работы с учащимися по полевой экологии;
— подготовка учащихся к работе в Малой академии наук, олимпиадам, конкурсам – слетам юных экологов и лесоводов.
Основная задача – воспитывать бережное отношение к природе, вовлекая детей в природоохранительную деятельность на территории города, края.
Организаторы лагеря: Управление образования города Горячий Ключ, МУ ЦРО.
Участники лагеря: 25-40 учащихся 5-11 классов из сельских и городских школ города, победители и участники городских и краевых конкурсов и олимпиад по биологии, географии, экологии, лауреаты Всероссийских конкурсов- слетов членов школьных лесничеств.
В ходе работы Школы преподаватели проводят теоретические и практические занятия по следующим направлениям: экология, гидроэкология, картография, ботаника, орнитология, охрана природы, энтомология, лесоведение и лесоводство, мониторинг и биоиндикация. Занятия проводятся по программе «Одаренные дети», носят разноуровневый характер и имеют личностно- ориентированный подход с учетом возрастных особенностей детей. Программа для школьников, обучающихся второй и третий год в профлагере включает разделы «Мониторинг и биоиндикация», «Лесоведение и лесоводство».
В лагере ребята обучаются основам проведения экологических исследований на природных сообществах.
Каждый из семи дней пребывания в лагере имеет определенное тематическое название и направление работы: день эколога, день воздуха, день недр, день воды, день животных, день растений, день Земли. Ребята, распределившись на 5 творческих групп по желанию и интересам: лесники, ботаники, орнитологи, гидрологи и энтомологи. Каждая группа учащихся создает экопроект по охране растений, птиц, насекомых, водных ресурсов по следующему плану:
— Видовое разнообразие организмов (деревьев, кустарников, трав, птиц, насекомых) в окрестностях лагеря «Межгорье»;
— Причины, источники проблем;
— Конкретные примеры антропогенных нарушений природы в родном городе;
— Пути решения экологических проблем;
— Личный вклад в решение экологических проблем на локальном уровне.
Защита экопроектов происходит на научно- практической конференции «Земля — наш общий дом!» в День Земли. В ходе дискуссии участники Школы приходят к выводам о том, что все компоненты природы находятся во взаимосвязи и каждый школьник может лично внести вклад в дело охраны и приумножения природных богатств города.
Среди участников Школы так же проводятся конкурсы: экологического плаката, эмблем, стихов, рисунков, викторины о природе. В сочетании с учебой для детей организовывается отличный отдых. Учащиеся совершают экскурсии по окрестностям ГСОЛ «Межгорье», к рекам Псекупс и Каверзе, на Богатырские пещеры и гору Лысую. Для детей организовываются поездки на море, Экзотическое и страусиновое ранчо.
Насыщенной и интересной является культурно – развлекательная программа в свободное от учебы время. В лагере «Межгорье» проводятся массовые мероприятия: конкурсы – «Робинзонада», «Фабрика звезд», «Старые сказки на новый лад», «Мисс и мистер Межгорье»; спортивные эстафеты и соревнования по банбинтону, волейболу, теннису и т.д. Старшеклассники принимают участие в программе «Наш выбор профессии», организованной УЦЗН г. Горячий Ключ.
Во время пребывания в профлагере школьники активно вовлекаются в природоохранную работу. Юные экологи принимают участие в акциях:
«Чистим лес», «Мир цветов», «Чистая река», «Родничок».
Отлично с ролью старших ЭКА — вожатых в отряде экологов справляются старшеклассники. Работа в профильном лагере строится по принципу самоуправления.
С целью выявления и поощрения наиболее активных участников «Школы юного эколога и лесовода» ведется «Экран успехов юных экологов», в конце смены подводятся итоги работы лагеря. На торжественном закрытии смены отмечаются и поощряются участники по разным номинациям «Талантливый эко-корреспондент», «Лучший эколог», «Лучший лесник», «Талантливый эко-поэт», «Лучший спортсмен», «Звезда Межгорья», «Турист» и т.д.
Основные направления работы профильного лагеря «Юные экологи и лесоводы» освещаются через СМИ (ТК «Горячий Ключ» и газета «Горячий Ключ»).
Вывод.
Работа профильных лагерей для одаренных детей города целесообразна, т. к. это способствует укреплению их здоровья, профессиональному самоопределению, творческому труду и самообразованию. Подобные программы создают условия для раннего раскрытия интересов и склонностей детей к научно — исследовательской деятельности. А главное, дети реально вовлекаются в природоохранную деятельность на территории родного города.
Предложения.
1. Продолжить работу с детьми ОУ города эколого – биологической направленности. Организовать профильный лагерь «Школа юного эколога и лесовода» летом 2013 года.
2. С целью проведения «истинно экологического исследования» территории, следует разработать долгосрочную программу и расширить материально – техническую базу. Необходимо приобрести лабораторное оборудование и приборы для экологического мониторинга.
3. Активизировать работу детских объединений экологической направленности на базе Центра детского творчества и ОУ города.
Заключение.
В подобных лагерях реализуется мечта о любимых занятиях, походах, приключениях, открытиях, об удовлетворении различных интересов в поиске “ нового себя ”, просто прогулки, купание, игры, спортивные состязания, которые совмещаются с трудовым воспитанием и приобретением навыков необходимых в повседневной жизни. В лагерях не что не ограничивает свободы выбора, не ущемляет прав и возможностей. Дети разных школ города приобретают новых друзей, узнают о городе много нового, традиции, людей. Любовь к своему городу или станице, расширяет свои границы, и Кубань для них не только место на карте, но и место где живут друзья и хранятся приятные воспоминания.
Учитель биологии школы №14,
руководитель школьного лесничества,
начальник проф.смены «Юные экологи и лесоводы»
Задорожко И.А.
Реализация программы (скачать)