Рекомендации по созданию экологических троп
Эффективным средством экологического образования и воспитания является учебная экологическая тропа, специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся учебные географические экскурсии и геоэкологические наблюдения, осуществляется природоохранная деятельность детей школ. Работа на экологической тропе способствует развитию экологического мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ней. Экологические тропы создаются на территории различных природных зон отдыха и т.п.
Определяющей задачей учебных троп природы является экологическое воспитание всех возрастных групп населения. Экологические тропы помогают, во-первых, извлечь наибольшую познавательную и воспитательную пользу из природных комплексов, а во-вторых сберечь наиболее уязвимые участки ландшафта от беспорядочного посещения, упорядочить поток посетителей.
Материалы экологических троп должны содержать:
— введение, содержащее сведения по истории создания тропы, ее протяженности и количеству стоянок, характеру и периодичности выполняемых на ней работ;
— топографическую карту или план месторасположения тропы;
— перечень остановок, с краткой аннотацией по каждой из них.
К экологическим тропам предъявляются следующие требования:
- Эмоциональная выразительность.
- Возможность развития местных ландшафтно-географических особенностей.
- Наличие благоприятных условий, помогающих соединить естественно-научное обучение с воспитанием эстетических, нравственных и других свойств личности.
- Создание маршрута с максимально возможным сохранением природной среды (целесообразно в состав тропы включать уже имеющиеся дороги и тропинки).
- Максимальная доступность и безопасность маршрута для учащихся.
Методист ГИМК по экологии
Задорожко И.А.